Всемирный день азбуки Брайля, также известный как Международный день Брайля, отмечается ежегодно 4 января. В этот день родился Луи Брайль, французский тифлопедагог, прославившийся как создатель рельефно-точечного шрифта для незрячих.
Азбука Брайля представляет собой комбинацию выпуклых точек, хорошо воспринимаемых пальцами рук. В европейских языках для передачи буквенного, пунктуационного, математического, химического, физического, нотного символа используется от одной до шести точек из числа матричного шеститочия.
Точки расположены в два столбца по три в каждом, нумерация их осуществляется сверху вниз и справа налево. Человеку, пишущему шрифтом Брайля, необходимо поместить лист бумаги в специальный прибор со множеством крошечных ячеек, и прокалывать его металлическим стержнем- грифелем. Писать приходится справа налево для того, чтобы при чтении сохранялось привычное направление движения — слева направо.
Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия, а при написании последующих букв добавляются нижние точки. Для обозначения нотных, формульных знаков, цифр и других математических символов добавляются дополнительные обозначения, состоящие из комбинации тех же шести точек. Традиционный шеститочечный Брайль включает 64 символа, в то время, как восьмиточечный — 256.
По причине малочисленности символов в европейской рельефно — точечной письменности нередко используют двуклеточные знаки, то есть, состоящие из двух знаков, каждый из которых построен из шести отдельных друг от друга точек. Знак рельефно — точечного шрифта Брайля имеет высоту 0,6 миллиметра, диаметр- 1,4 миллиметра, ячейка прибора для письма шрифтом Брайля ограничена размерами 4,2 миллиметра на 7 миллиметров.
Писать и читать наощупь такой шрифт кажется чрезвычайно трудно, но для незрячего человека это является так же естественно и просто, как чтение и письмо печатным шрифтом для людей с хорошим зрением. Шрифтом Брайля напечатаны миллионы текстов, он используется в адаптации компьютерных технологий, а также при создании доступной среды во всем мире.
Осваивая рельефно — точечное письмо дети без зрения запоминают правильное написание слов и постановку знаков препинания, чего никогда нельзя будет добиться при восприятии текстов только на слух. Именно шрифт Брайля смог когда-то помочь незрячим и слепоглухим людям стать частью общей системы образования: заканчивать не только школы, но и университеты, академии, защищать диссертации, становясь учеными, практическими и теоретическими исследователями во всех областях знаний.
Назван рельефно-точечный шрифт Брайля по фамилии своего разработчика и популяризатора незрячего француза Луи Брайля. Родился он в небольшом поселении Кувре в семье Симона Рене Брайля и Моник Барон. Отец его был известным шорником, изготавливающим конскую упряжь на любой вкус и кошелек. Помимо небольшого дома, он владел семью с половиной акрами земли с виноградниками и несколькими хозяйственными постройками, в одной из которых и располагалась его мастерская.
Именно здесь и произошла трагедия, изменившая жизнь маленького Луи. В один из летних дней любопытный трехлетний малыш пробрался в мастерскую отца и, увидев рабочие инструменты, захотел непременно подержать их в руках. Потянувшись за шорным ножом, он неловко задел его маленькой ручкой и, упавший инструмент повредил ему глаз.
Травма стала причиной сильного воспаления обоих глаз, а воспаление, в свою очередь, вскоре привело к потере зрения. Горю родителей не было предела, но они слишком любили своего ребенка и сделали все для того, чтобы он вырос самостоятельным и трудолюбивым. В мастерской отца незрячий Луи натирал кожу, плел декоративные косички для украшения готовых изделий. В доме, помогая матери, он накрывал на стол и приносил воду, хотя идти до источника было далеко.
Для того, чтобы двигаться ровно, определять и обходить препятствия, Луи пользовался длинной, заостренной на конце палкой, которую вырезал для него заботливый отец. Когда Луи подрос родители отдали его в школу, где незрячий мальчик вместе со всеми осваивал основы грамоты, благодаря придуманной его отцом специальной деревянной доски с прикрепленными к ней объемными латинскими буквами.
На занятиях мальчик был внимателен и прилежен: на слух запоминал все, что рассказывал учитель, и будучи зачисленным через несколько лет в Королевскую школу для слепых детей в Париже, стал одним из ее лучших учеников. в столице Франции Незрячие школьники осваивали арифметику, грамматику, историю, географию, закон Божий, музыку.
В свободное от занятий время они много гуляли в ботаническом саду, посещали музей естественных наук, где им даже разрешали трогать некоторые экспонаты руками, работали в школьной мастерской. Луи вязал шапки и варежки, чинил обувь, плел кнуты для домашних животных. Научившись играть на органе, он уже в шестнадцать лет получил работу в небольшой церкви рядом со школой, где завершал обучение.
Проблема несовершенства существующей на тот момент техники письма и чтения незрячих людей уже несколько лет волновала молодого талантливого Луи Брайля. Дети без зрения изучали грамоту, используя метод, основанный на рельефном изображении латинских символов. Буквы плохо воспринимались руками незрячих учеников, читать их было трудно, и книг, напечатанных таким шрифтом в Королевской школе для слепых детей было всего четырнадцать.
Сначала Брайль пробовал заменять латинские символы квадратами, треугольниками и кругами, вырезанными на коже, а потом обратил внимание на военный метод передачи информации, изобретенный Шарлем Барбье. Он был основан на матрице размером шесть на шесть символов, из которых составлялись комбинации, соответствующие определенным звукам.
Такой метод позволял передавать короткие текстовые сообщения, разбитые на звуки. Идея использования комбинации точек для передачи информации Луи Брайлю понравилась, и он решил применить ее в новом рельефном шрифте, над разработкой которого трудился. Упростив матрицу Шарля Барбье до размера шесть на два символа, тогда еще ученик Королевской школы для слепых детей создал систему, позволяющую передавать не только буквы латинского алфавита, но и математические и музыкальные знаки.
В начале октября 1825 года шестнадцатилетний Луи Брайль представил школьному директору первую версию своего алфавита. Новый метод письма смелого ученика директор не поддержал, но одноклассники с удовольствием начали осваивать его так, что совсем скоро все они читали и писали шрифтом Брайля и даже сами создавали книги.
Новый директор школы, заметив успех азбуки Брайля среди учеников, предложил молодому изобретателю начать работу уже в качестве учителя с жалованием в пятнадцать франков. Но примерно в это же время у Луи Брайля начались проблемы со здоровьем: напряженная работа, темная, полусырая комната, плохое питание поспособствовали развитию туберкулеза.
Несмотря на лечение и периодический отдых, болезнь прогрессировала быстро, и надежд на выздоровление оставалось все меньше и меньше. Но работать Луи Брайль продолжал, и в 1837 году в школьной мастерской была впервые изготовлена книга, напечатанная шрифтом Брайля,- «История Франции сквозь века».
После сильного кровоизлияния, трудиться незрячему учителю стало гораздо сложнее, и ему пришлось ограничиться только преподаванием. На свое скромное жалование он покупал лишь самое необходимое, а на оставшиеся деньги приобретал книги и письменные принадлежности для своих учеников. После его смерти друзья нашли небольшую коробку, на которой было написано: «сжечь, не вскрывая». В коробке находилось множество долговых расписок от учеников, которых Луи Брайль когда — либо выручил деньгами.
Умершего в возрасте сорока трех лет скромного незрячего учителя похоронили в Кувре, где он родился и провел раннее детство. Спустя сто лет останки Луи Брайля были торжественно перенесены в Пантеон в Париже, где покоятся знаменитые национальные герои Франции.
Азбука Брайля представляет собой комбинацию выпуклых точек, хорошо воспринимаемых пальцами рук. В европейских языках для передачи буквенного, пунктуационного, математического, химического, физического, нотного символа используется от одной до шести точек из числа матричного шеститочия. Точки расположены в два столбца по три в каждом, нумерация их осуществляется сверху вниз и справа налево.
Человеку, пишущему шрифтом Брайля, необходимо поместить лист бумаги в специальный прибор со множеством крошечных ячеек, и прокалывать его металлическим стержнем- грифелем. Писать приходится справа налево для того, чтобы при чтении сохранялось привычное направление движения — слева направо.